9 октября 2012 г.

Живой язык символов жанра "Ванитас"

Здравствуйте, друзья!

Сегодня мы хотим познакомить вас  с очередной статьей о стиле, написаной для вас Еленой Левушкиной. Ей слово:

В последнее время мы довольно часто встречаем множество любопытных и притягательных своей необычностью работ, содержащих анатомические рисунки или изображения черепов и скелетов, которыми стали изобиловать даже привычные валентинки. К тому же многие дизайнеры, например Тим Хольц,  любят создавать формы для вырубок и изображения для штампов на такие "мрачные" темы, которые мы как-то даже привыкли считать относящимися исключительно к Хеллоуину.  Однако, когда совсем недавно появилась  новая коллекция бумаги "Наизнанку # 28" на подобную тему, стало понятно, что этому течению суждено быть не просто модным направлением в скрапбукинге, но и, скорее всего, закрепиться в нём навсегда, обретя со временем отличительные признаки и особенности стиля. Но как же мы относимся к этому, мягко говоря, эксцентричному и вместе с тем довольно пессимистичному жанру? И насколько мы готовы выйти за его рамки, чтобы увидеть в нём какой-то совершенно новый, возможно более глубокий смысл? И наконец, какое же название более всего подходит этому необычному направлению в современном скрапбукинге? Ответы, тем не менее, гораздо ближе, чем мы можем себе предположить :)
Многие из вас, наверное, уже слышали о новом парфюме от Версаче под названием "Vanitas" и одноимённой коллекции стильных часов, а также неоднократно встречали иллюстрации, фотографии и картины с изображениями черепов и горящих свечей, но не многие знают о том, что термин "ванитас" уходит своими корнями в глубокое Средневековье.
Поэтому, прежде всего, давайте обратимся к его истокам и постараемся узнать и понять, чем же на самом деле является "ванитас" ...

Итак, согласно Википедии, Ванитас - это жанр живописи эпохи барокко или аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Эта ранняя стадия развития натюрморта предназначалась для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. История термина "ванитас" восходит к библейскому стиху Екклизиаста "Vanitas vanitatum et omnia vanitas" ("Суета сует - всё суета!").

Первый голландский натюрморт «Vanitas» кисти Якоба де Гейна, 1603.  Над аркой изображены Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит

Как мы знаем, в натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т.е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (с французского "натуре морте", т.е. "мертвая натура") и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком.

Эстетика жанра "ванитас", полного смысловых контрастов и искусственного уменьшения трагичности на грани ироничного гротеска, была весьма типична для искусства стиля барокко, и в своей первоначальной форме натюрморты-ванитас представляли собой фронтальные изображения черепов (обычно в нишах и со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах (обратной стороне) портретов в эпоху Ренессанса. Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными, а художники перестали изображать в композиции череп строго фронтально, размещая его несколько в стороне...


Эти натюрморты довольно редко включали человеческие фигуры и гораздо чаще скелет как персонифицированный образ смерти. Объекты изображались в некотором беспорядке, как бы символизируя ниспровержение человеческих достижений, которые они обозначали. Символика "суеты сует" имела своей целью подчеркнуть неустойчивость и хрупкость жизни, но наряду с морализирующими в ней также переплетались политические и религиозные темы.

Давайте рассмотрим лишь некоторые символы "ванитас", встречающиеся на полотнах, которые были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:
  • Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
  • Срезанные цветы означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель.
  • Стрекоза в средние века считалась одним из разновидностей мухи и её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола.
  • Бабочка, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.
  • Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
  • Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
  • Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.
  • Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
  • Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
  • Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
  • Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
  • Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
  • Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
  • Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
  • Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
  • Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
  • Песочные и механические часы — быстротечность времени.
  • Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
  • Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.
  • Глобус, как земли, так и звездного неба.
  • Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
  • Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
  • Красные сургучные печати.
  • Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
  • Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
  • Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
  • Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
  • Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
  • Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:
Vanitas vanitatum (Суета сует); 
Ars longa vita brevis (Искусство вечно, жизнь коротка); 
Hodie mihi cras tibi (Сегодня мне, завтра тебе); 
Finis gloria mundi (Так проходит мирская слава); 
Memento mori (Помни о смерти); 
Homo bulla (Человек есть мыльный пузырь); 
In ictu oculi (В мгновение ока); 
Aeterne pungit cito volat et occidit (Слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); 
Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (Всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей); 
Nil omne (Всё — это ничего).

В качестве примера рассмотрим анализ двух полотен старых мастеров живописи, чтобы убедиться в том,  насколько умело они использовали символику в своих работах...

Амброзиус Босхерт Старший " Натюрморт с цветами", 1614 г.
Срезанные цветы на этом натюрморте кисти фламандского художника Амброзиуса Босхерта Старшего (1573-1621) означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель. Поскольку стрекоза в средние века считалась одним из разновидностей мухи, то её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола. Бабочка же, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.

Флорис ван Дейк "Накрытый стол с сыром и фруктами", около 1615 г.
На этой картине голландский живописец и рисовальщик Флорис ван Дейк (1635-1672) изобразил несколько символов, среди которых мы различаем стакан вина, который являлся символом крови Христа и напоминанием о Тайной вечери; две кисти винограда христианский символ благих даров. Яблоко должно было напоминать о первородном грехе человека. Хлеб - символ тела Христа. Сыр у протестантов был пищей, разрешённой во время поста. Орех, согласно Блаженному Августину, - это образ Христа, а кожура ореха - плоть, скорлупа  - символ креста, а ядро намекает нам на божественную природу Христа.

  А теперь настало время познакомимся всего лишь с некоторыми работами самых разных художников (как старых, так и современных) содержащими самый "устрашающий" и самый главный символ жанра ванитас...
 

Галерея "Ванитас"
и череп в искусстве...

Дэвид Бейли (David Bailly) 1584–1657
Датский художник, известен как автор портретов студентов и профессоров Лейденского университета, а также нескольких картин, отражающих мимолетность жизни с такими символическими предметами как цветы и свечи. Его самый известный автопортрет включает практически все символы жанра ванитас, - стоит только присмотреться повнимательнее...
David Bailly, Автопортрет с символами Ванитас, 1651.

Эдуард Шимо (Édouard Chimot) 1880-1959
Французский художник, иллюстратор, редактор, чья карьера достигла своего пика в 1920-х гг в Париже.
Édouard Chimot, La Mort, 1921

Мариэтт Лидис (Mariette Lydis) 1887-1970
Графиня Говонне, художница, картины которой всегда были "на грани дозволенного",
и чья жизнь была полна  необычайных приключений и сексуальных интриг.
Mariette Lydis, Un cheval de race, 1948

Николай Рерих 1874 - 1947
 русский художник, философ, мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, масон, поэт, педагог, создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов...
Н.К.Рерих. Исса и голова великанова, 1932
 
Сальвадор Дали (Salvador Dalí) 1904-1989
Величайший гений сюрреализма, уникальный испанский художник, скульптор и режиссёр.
Salvador Dalí, Soldier Take Warning, 1942
Salvador Dali. Skull of Zurbaran, 1956.

Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) 1853-1890
Всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист.
Vincent van Gogh, Skull with Burning Cigarette, 1886
  
Жорж Дюмениль де Латур (Georges de La Tour) 1593-1652)
Французский живописец эпохи Барокко из Лотарингии, на творчество которого оказало большое влияние Караваджо и нидерландских (утрехтских) караваджистов.
Жорж Дюмениль де Латур, Магдалина перед свечой, 1630-35
 
Чарльз Алан Гилберт Charles Allan Gilbert) 1873-1929
американский художник-иллюстратор; в 18 лет создал самую известную оптическую иллюзию "Всё суета", которой до сих пор подражают многие художники и фотографы
 Charles Allan Gilbert, All Is Vanity, 1892
Poison by Dior, photographed by Vincent Peters, 2002.

Джеймс Хопкинс (James Hopkins), родился в 1976
Известный лондонский дизайнер, который виртуозно расставляет различные предметы так, чтобы в композиции угадывался человеческий череп.
James Hopkins, Last Days of the Sun, 2007

Гуидо Мокафико (Guido Mocafico) родился в1962  
Швейцарский фотограф, работает в Париже, специализируется на натюрмортах.
 Nature morte а la vanite, Guido Mocafico, 2007

Майк Митчелл (Mike Mitchell) родился в 1982
молодой американский художник-иллюстратор из Лос-Анджелеса, которого отличает талант создать из привычного, всеми узнаваемого образа совершенно новый, уникальный, весёлый и даже комический
Mike Mitchell, Little Pilot Skullington, 2009

Том Френч (Tom French) родился в 1982
Английский художник, чьи графические картины в жанре ванитас вызывают крайне неоднозначные отзывы: многие его работы изображают влюблённых, но при этом создают оптическую иллюзию черепа.
Metonymy, Tom French, масло
Блог художника, в котором он подробно описывает создание своих работ

Фернандо Винсенте (Fernando Vincente) родился в 1963
Современный испанский художник из Мадрида, знаменитый целой серией весьма неоднозначных и порой просто шокирующих своей откровенностью работ в интерпретированном жанре Vanitas (Ванитас), а также Anatomias (Анатомия), Atlas (Атлас), Pin-Ups (Постеры), Retratos (Портреты).
 Блог художника с новой серией работ Venus-Vanitas
Fernando Vincente, Vanitas - Carne d'amour, 2008
Дэмьен Хёрст (Damien Hirst) родился в 1965
Английский художник, предприниматель, коллекционер, а также автор самого дорогого произведения современного искусства. Его знаменитый человеческий череп "За любовь Господа", сделанный из платины и инкрустированный бриллиантами, оценивается в 50 миллионов фунтов стерлингов.
Damien Hirst, For the Love of God, 2007
Вы впечатлены? Мы - да!

PS: Когда статья ещё только готовилась к публикации, даже в рабочем блоге ЖТ высказывались самые неоднозначные мнения о том, насколько интересным и актуальным будет этот жанр для наших читателей. Однако, примем мы его или нет - уже не важно, потому что он существует, развивается и продолжает вдохновлять не только известных художников, дизайнеров и фотографов независимо от чьего-либо мнения и даже самого времени... А мне подумалось, что в жизни людей бывают не только праздники, и с помощью символов "ванитас" можно передать самые разные чувства, поскольку этот череп - вовсе не единственный среди их потрясающего многообразия. Ведь существует же язык признаний (иначе, язык цветов или флюрографика), пусть существует и язык скорби, который также необходимо знать (конечно же, не дай Бог, но... memento mori !). Думаю, что цитата из статьи Елены Сикирич "Язык символов" как нельзя лучше подходит для понимания этой необходимости: "Испокон веков всякий раз, когда перед человеком вставала необходимость объять необъятное, соединить видимое и невидимое, связать между собой прошлое, настоящее и будущее, совершенно новое и поистине древнее; всякий раз, когда душа его рвалась к новым далям, для достижения которых нужно было преодолевать границы жизни и смерти, пространства и времени и постигать вечные законы бытия; всякий раз, когда для объяснения и выражения этого одних слов было недостаточно, — человек прибегал к удивительному языку символов".

Думаю, что всё-таки стоит обратиться к побудительным первоистокам своего собственного "Я"  и постараться как можно чаще выражать в работах свои истинные чувства, мысли и эмоции хотя бы посредством этого необыкновенно выразительного языка, ибо
Ars longa vita brevis!


19 комментариев:

  1. Елена, спасибо огромное! Очень интересная и познавательная статья. Отдельное спасибо за символику (это одно из моих увлечений)) Как раз пару дней назад я искала подходящий черепок - так мне захотелось воплотить в жизнь одну задумку. а здесь такой подарок - статья! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за статью!!! Зря вот только ночью почитала )))

    ОтветитьУдалить
  3. Отличная статья! Список символов заставил задуматься над идеей очень символичного паннo-shadowbox (не с черепами, конечно, но бабочками, цветами и.. вишенками ^^)

    И вот чего никогда не могла понять, дак это черепа на столе... ладно, на картине для придания пафосности или чего-то там.. но чтоб на самом деле хранить его вот так вот рядом с драгоценностями или.. ЕДОЙ! (О_О)

    ОтветитьУдалить
  4. Интересная и познавательная статья!

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за статью! Я прочитала с огромным удовольствием!

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за статью! Навела на некоторые мысли, но, если честно, не совсем по теме. Я думаю вот о чем: в последнее время стали в небольшом, но весьма приятном количестве появляться такие основательные, информативные публикации, хорошо отформатированные к тому же (пустячок, а приятно!) - значит, скрап в России благодаря такому серьезному подходу будет развиваться в должном направлении... В общем, благодарю автора и всю команду, по моему глубокому убеждению, вы делаете хорошее и нужное дело!

    ОтветитьУдалить
  7. прочитала на одном дыхании. Чувства и эмоции переполняют. Спасибо, что просвещаете нас. Про символы - вообще отдельная тема. Теперь со знанием можно использовать их. Идеи идеи так и залетали в голове!

    ОтветитьУдалить
  8. Большое спасибо за ваши отзывы! Я убеждена, что именно мировая культура должна являться для нас неиссякаемым источником вдохновения. И знания, заложенные в нас в процессе образования или иным способом, обязательно должны присутствовать в каждой работе. Мне не даёт покоя мысль о том, что в скрапбукинге существуют американский, европейский и прочие стили, но пока отсутствует русский. Он просто обязан появиться благодаря огромной духовности, которая всегда являлась и является отличительной чертой русской культуры. Для меня это прежде всего заложенный в работу смысл, а не красивая композиция или обилие украшений… А ещё вспомнилась пушкинская "Сцена из Фауста". Вот где истинное размышление о бренности! :)

    Фауст
    Мне скучно, бес.

    Мефистофель
    Что делать, Фауст?
    Таков вам положен предел,
    Его ж никто не преступает.
    Вся тварь разумная скучает:
    Иной от лени, тот от дел;
    Кто верит, кто утратил веру;
    Тот насладиться не успел,
    Тот насладился через меру,
    И всяк зевает да живет —
    И всех вас гроб, зевая, ждет.
    Зевай и ты.

    Фауст
    Сухая шутка!
    Найди мне способ как-нибудь
    Рассеяться.

    Мефистофель
    Доволен будь
    Ты доказательством рассудка.
    В своем альбоме запиши:
    Fastidium est quies — скука
    Отдохновение души.
    Я психолог... о вот наука!..
    Скажи, когда ты не скучал?
    Подумай, поищи. Тогда ли,
    Как над Виргилием дремал,
    А розги ум твой возбуждали?
    Тогда ль, как розами венчал
    Ты благосклонных дев веселья
    И в буйстве шумном посвящал
    Им пыл вечернего похмелья?
    Тогда ль, как погрузился ты
    В великодушные мечты,
    В пучину темную науки?
    Но — помнится — тогда со скуки,
    Как арлекина, из огня
    Ты вызвал наконец меня.
    Я мелким бесом извивался,
    Развеселить тебя старался,
    Возил и к ведьмам и к духам,
    И что же? всё по пустякам.
    Желал ты славы — и добился, —
    Хотел влюбиться — и влюбился.
    Ты с жизни взял возможну дань,
    А был ли счастлив?

    Фауст
    Перестань,
    Не растравляй мне язвы тайной.
    В глубоком знанье жизни нет —
    Я проклял знаний ложный свет,
    А слава... луч ее случайный
    Неуловим. Мирская честь
    Бессмысленна, как сон...

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо! очень интересно. А задания на эту тему не будет?))))))

    Единственное только - Флорис ван Дейк здесь не самый удачный пример. Его натюрморт вряд ли имеет отношение к "ванитас" (достаточно внимательно прочесть расшифровку тех символов, которые Вы приводите - это прямая отсылка к Евхаристии). На тему подобных натюрмортов (отсылающих к Евхаристии) есть хорошие статьи искусствоведа Лилии Ратнер.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это абсолютно верное замечание, однако его работа была представлена в статье исключительно для примера расшифровки символов вообще. При этом не имело значение то, к какому стилю они относились :) Спасибо за отзыв!

      Удалить
    2. Для примера расшифровки символов отличный пример! Надеюсь, порадуете еще нас статьями о таких вот интересных фактах искусства. Читаю всегда с большим интересом (мало кто в блогосфере так обстоятельно подходит к делу).

      Удалить
    3. Меня всегда очень радуют обстоятельные комментарии, которые очень помогают не только в изучении стилей, но и в расширении кругозора. Приятно, что среди нас есть люди, интересующиеся искусством. Спасибо ещё раз!

      Удалить
  10. Красные сургучные печати - не расшифрованный символ...
    А вообще статья очень познавательная, хоть узнала откуда этот череп весь в каменьях и откуда растут ноги у рекламы Диор (смотрела на неё смотрела и всё-таки решила, что у меня глюк, ну что это для эпатажа, а оказывается вона как:)) Спасибо автору статьи и от меня! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Верно :) Этот символ присутствует во многих работах, но видимо автор сомневался в его расшифровке. Мне удалось узнать, что цвет воска, которым печатались грамоты и акты в Западной Европе, различался по достоинству лиц, которым выдавались, и по роду дел, к которым бумаги относились. Право печатать красным воском составляло принадлежность государя и лиц, которым привилегия эта была дарована. Следовательно, это один из символов власти. Спасибо!

      Удалить
  11. огромное спасибо за подборку.перечитала дважды.мне,если честно,не всегда понятна любовь к черепам,костям,но на многие вещи мне это статья "открыла глаза".символизм некоторых деталей очень тонок и эмоционален.занесла статью в закладки.спасибо

    ОтветитьУдалить
  12. Леночка, как всегда бесподобная статья! Согласна, что вызывает неоднозначную реакцию, но тем интереснее! Приятно осознать, что и в мире скрапа (где все-таки господствуют уже готовые формы) есть место настоящему Исскуству и особенно приятно было осознать, что есть люди, которым это небезразлично! С удовольствием и огромным интересом прочитала эту публикацию, встретила много, знакомых еще со времен художественной школы, имен))Работы, особенно аллегории невероятно интересно разглядывать, еще раз, огромное спасибо!))

    ОтветитьУдалить
  13. Интересная статья и, невероятно интересное для меня направление, очень люблю анатомию, старинные анатомические гравюры. Спасибо

    ОтветитьУдалить
  14. Как много для себя узнала из вашей статьи!!! Спасибо, что вдохновляете нас!!!

    ОтветитьУдалить
  15. Елена, спасибо за статью, прочла её ещё осенью, но из-за нескольких травм одной и той же руки не могла много писать, даже блог был заброшен... поэтому только сейчас возвращаюсь сюда, чтобы выразить свою благодарность!!!!
    Думаю, что раздумья о её нужности были "зряшными", и чем больше скраперы познают мировую культуру, тем интереснее становятся работы и глубже жизнь.
    А у меня даже шоколадницы, в основном, наполнены смыслом)))

    ОтветитьУдалить